История села Ангелово

Село Ангелово расположилось в окружении лесов недалеко от Пятницкого шоссе. Его давняя история дает немало любопытных сведений, позволяющих конкретно представить жизнь сельского населения в разные времена.

Название села носит антропонимический характер и, по мнению академика С.Б. Веселовского, восходит к Микуле Ивановичу Ангелову, греку по происхождению, выехавшему в Москву в свите царевны Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. В конце XV в., будучи принятым на великокняжескую службу, он купил или получил его от великого князя, построил в нем церковь во имя своего небесного покровителя — святого Николая, дожившую до XVII в., и основанное им сельцо стало называться Ангеловом. Это предположение подтверждается и тем, что в числе «послухов» — свидетелей одной из купчих грамот 1506 г. в том же Горетове стану упоминается Микула Ангелов.

Позже Ангелово оказалось в собственности Ивана Ивановича Кувшина-Заболоцкого, обмельчавшего представителя старинного рода Всеволожей-Заболоцких. В 1532 г. село Ангелово с деревнями у него купили предприимчивые монахи Иосифо-Волоколамского монастыря, отдав 400 рублей и кунью шубу «пополнка». Сравнительно скоро монахи округлили границы своего имения, прикупив у родного племянника Кувшина, Тимофея Васильевича Бражникова-Заболоцкого смежную деревню Забанье, ныне не сохранившуюся, за которую уплатили 250 рублей и дали в «пополнку» мерина.

Акт о продаже села Ангелово Иосифо-Волоколамскому монастырю (фрагмент)

Ангеловская вотчина благодаря своей близости к Москве была ценным владением монастыря. Ее расположение у большой дороги давало немалые дополнительные выгоды: здесь останавливались обозы с зерном и другими продуктами для монастырского подворья в Москве, старцы-приказчики, а порой и сам игумен обители. По сведениям писцовой книги 1574 г., в Ангелове имелись церковь, «да двор монастырский да два двора крестьянских, а людей в них тож, да двор попов да десять дворов крестьянских пусты».

Документы прекрасно сохранившегося хозяйственного архива Иосифо-Волоколамского монастыря рассказывают о том, как привлекались в вотчину с помощью денежных ссуд новые поселенцы. Так, в 1575 г. «дано в Ангелове детенышу Ортюшке Левонтьеву сыну десять алтын, а как отживет год, дать ему пятнадцать алтын». Рядом следуют записи о выдаче денег еще четырем «детенышам» и поваришке Ермолке Иванову. В 1579 г. «дано на клеть четыре гривны нововходцу Иванку Самойлову», в 1581 г. — «детенышам Деменку, да Мишке Браге, да Онашке». Официально монастырскими детенышами называли сирот, живших в монастыре, но часто под этим названием записывались люди, пришедшие со стороны. Поступая первоначально на работу по найму, в дальнейшем большинство из них становились «старожильцами» и теряли право на уход из монастырской вотчины.

По данным хозяйственной переписки выясняется внутренняя жизнь села. В 1594 г. только на монастырской пашне (не считая крестьянских наделов) было собрано 343 четверти ржи, 334 — овса, 46 — жита, 20 — пшеницы, по две четверти гороха и конопляного семени — всего более 280 тонн зерновых. Третья часть их оставлялась на семена и около 40 тонн шло на «сельские годовые обиходы»: «про игуменские приезды и соборных старцев и всяких проезжих людей, и приказчику овса на брагу и кисель и на толокно и на крупы — 40 четей, да лошадям всяким овса 60 чети, конопель осмина».

На рубеже XVI-XVII вв. меняется характер расселения крестьян. Пустоши на месте прежних деревень редко заселялись вновь. Развивались главным образом центральные селения вотчин, где крестьяне находились под присмотром приказчика. В 1601-1603 гг., когда в стране разразился страшный голод, население Ангелова, судя по документам, значительно возросло за счет пришлых крестьян: «Гаврилку куплена изба в Сабурове», «Меньшику куплена изба в вотчине Ростовского монастыря», «Ваське Еремееву куплена изба в Нахабине», «да из монастырской вотчины свезено пять изб, да с монастырского двора из Забанья свезена изба, да свезена мыльня на избу крестьянину». В это же время были куплены 11 изб для крестьян в деревне Аристове Это происходило благодаря тому, что монастырь, имевший достаточные хлебные запасы, мог принимать к себе так нужные ему рабочие руки.

В начале XVII в., как и другие селения, Ангелово по-видимому не смогло избежать опустошения. По писцовой книге 1623 г. в нем значатся деревянная церковь Николая Чудотворца, пять дворов монастырских детенышей, пять дворов крестьянских и семь бобыльских. В дальнейшем население Ангелова медленно увеличивается в соответствии с естественным приростом: в 1646 г. числится 47 жителей, в 1678 г. — 65 человек, в 1704 г. — 80 человек.

Опись, составленная в начале XVII в., в которой упоминается «церковь Николая Чудотворца деревянная»

В 1764 г. Ангелово, как и другие монастырские владения было секуляризировано. Составленная по этому поводу поручиком Иевлевым опись монастырского имения чрезвычайно подробно рассказывает обо всех крестьянских повинностях. По ее сведениям, крестьяне ежегодно должны были пахать на монастырь 7 десятин пашни и накашивать 60 копен сена. В денежном выражении работы на пашне оценивались в 4 руб. 20 коп., а сенного покоса в 3 руб. 60 коп. и казались сущей мелочью по сравнению с другими обязанностями крестьян.. Особенно им досаждала необходимость постоянных выездов из села: «В Воскресенский монастырь хаживало для копания и поправки прудов по 12 человек, которые живали по 6 недель, а каждый в цену по 70 копеек на неделю — итого 41 рубль. Езжало в Переславль Залесский по 30 подвод. На московское подворье езжало по 400 подвод, каждая в цену по 15 копеек — итого 60 рублев. В означенной Иосифов монастырь езжало по 20 подвод, каждая по 50 копеек — итого 10 рублев. Да езжало с оного монастыря разными служками… по 300 подвод в год по 20 копеек — итого 60 рублев». Кроме этого существовали еще и другие мелкие расходы. За право ловли рыбы в речке Бане необходимо было платить 39 коп. На приказные расходы собиралось 7 руб. 20 коп. Под селом имелась монастырская мельница, плотина которой прорвалась в 1760 г., но крестьянам по-прежнему приходилось платить за нее 8 руб. 37 коп. Экономические и камер-коллежские сборы составляли ежегодно 4 руб. 64 коп. Еще 1 руб. 20 коп. собирались на содержание приказчика. Наконец, крестьянам приходилось содержать монастырский двор: «В том же селе для приезду властей монастырских две кельи имеются, промеж их сени, крыты тесом, которые состоят в ветхости. Под ними длиннику 6, поперешнику 3 сажени. Против оных скотный двор, на нем строения: скотникова изба с сенми, во оных сенях чюлан, на оном же дворе омшенник, три сарая. Оное строение состоит по круге двора, крыто все соломою. Под ним земли длиннику 10, поперешнику 8 сажен. Против оных две житницы… крыты соломою».


Церковь Николая Чудотворца на карте района XVII в. Подпись: «Николая Чудотворца. Священник Василий Михайлов

После секуляризации церковных владений крестьяне перешли в подчинение государственной Коллегии экономии: «В том селе имеется ныне управление, определенный от Коллегии экономии отставной капитан Семен Андреев, не из дворян, а вотчин за собою никаких не имеет. Жалование получает от Коллегии экономии, а по сколку в год, того оне крестьяне показать не могут. А прежде оного имелся староста, которому как от монастыря, так и от крестьян ничего не собиралось».

Барщину заменил денежный оброк — по рублю за ревизскую душу, что явилось достаточно заметным облегчением налогового бремени. Ликвидация постоянных разъездов на различные монастырские работы позволила крестьянам заняться промыслами. Доходной статьей в их хозяйстве стал извоз, а для женщин — «домашнее изделие» — вязание чулок из козьего пуха для продажи в Москве.
К концу XVIII в. население в Ангелове сократилось до 60 человек мужского и 51 женского пола. Возможно, сказались последствия чумы 1771 г. Другим испытанием для села стала война 1812 г., когда в селе, разграбленном французскими солдатами, умерло 9 человек. Тем не менее, Ангелово довольно быстро отстраивается.

Описание, составленное в 1816 г., через четыре года после боевых действий, сообщает, что здесь в 28 дворах проживали 84 человека мужского и 93 женского пола.
После 1812 г. северо-западное Подмосковье стало местом широкого распространения мебельного промысла. Начинали с белых березовых стульев, наиболее опытные мастера переходили в производству дорогой резной мебели. Первыми резчиками стали специалисты по «кривью» в селе Козине. Среди тех, кто обучался у тамошнего крестьянина Уточкина, были и братья Аксеновы из Ангелова, открывшие затем собственные мастерские. К 1856 г. на мебельной фабрике Кузьмы Аксенова трудились 13 наемных рабочих, ежегодно производя продукцию на 2500 руб. К началу 1860-х гг. мебель Аксеновых продавалась в лучших магазинах Москвы, а вскоре им был дан заказ на изготовление мебели для царского имения в селе Ильинском. Мебельный промысел захватил многих жителей села, где в эти годы сложилось уже 15 мастерских с 68 наемными работниками, которые давали доход 20 тысяч рублей.
Данные статистики свидетельствуют о росте здешнего населения: если в 1834 г. в Ангелове состояли 97 душ мужского пола и 98 женского, то. согласно данным за 1869 г., в селе проживали 236 человек, имелись лавка, харчевня. На 36 дворов приходилось 47 лошадей и 44 коровы.

Рост благосостояния отразился и на духовной жизни крестьян. В 1869 г. в селе было лишь два грамотных жителя, но уже в 1872 г. появилась возможность обучать детей в земской школе в деревне Митино, а в 1902 г. была открыта церковно-приходская школа и в самом Ангелове.

Вместе с тем уже в XIX в. появляются первые симптомы оттока сельского населения на сторону. Если в 1869 г. «отлучались» из села 8 человек, то в 1878 г. уходили «по билетам» на год 13 человек, на полгода — 7 человек, в четырех хозяйствах жители не занимались земледелием. И не только город привлекал крестьян. Многие из них нанимались на работу по соседству: на ткацкую фабрику Поляковых и красильную фабрику, где условия труда были не из легких, а рабочий день продолжался 13-14 часов.

Деревянная Никольская церковь, в приход которой входили Аристово, Коростово, Сабурово и Ивановское на Сходне, обветшала после пожара 1869 г. Настоятель храма Сергий Холмогоров в 1897 г. организовал кирпичный завод для последующего строительства каменной церкви. Позже внес пожертвование на строительство храма купец Липинский, новый владелец красильной фабрики в Баньках. В 1905 г. было возбуждено дело о строительстве каменной церкви в селе Ангелово..

Первые послереволюционные годы в Ангелове прошли так же, как и в других селениях Подмосковья. В селе, где до революции многие бедняки работали в мебельной мастерской Аксеновых, теперь была организована производственная артель мебельщиков. По данным переписи 1926 г., в Ангелове числилось 69 хозяйств (из них 60 крестьянских), 289 жителей, сельсовет и школа первой ступени. В 1929 г. она была преобразована в школу 2-й ступени. Церковь была закрыта в соответствии с решением Московского областного исполнительного комитета от 20 сентября 1935 г.

В период коллективизации был создан колхоз, получивший имя Чкалова. Правда, особо крупными размерами он похвастаться не мог. По данным 1945 г., в колхозе было 156 членов, которые выработали 13 780 трудодней. Стадо составляло 36 коров, в том числе 10 дойных, но рабочих лошадей было только 5. Засевались 48 гектаров зерновых, 22 гектара картофеля, 9,6 гектаров овощей, 25 гектаров кормовых трав. Около 2 гектаров составляло садовое хозяйство, в котором выращивали яблоки, вишню, крыжовник, землянику. Председателем колхоза в это время был Федор Федорович Герасимов. В послевоенные годы после укрупнения колхозов Ангелово входило в колхоз «Завет Ильича».

В 1963 г. в Ангелово построено двухэтажное здание для семилетней школы, переведенной из бывшей усадьбы Марьино-Знаменское в связи с начавшимся строительством санатория «Отрадное». В настоящее время она преобразована в среднюю общеобразовательную школу. Учениками школы стали также дети из селений Коростово, Аристово и Сабурово, учившиеся ранее в Юрлово. В годы перестройки были большие трудности, так как за многие годы существования школы не менялась система отопления. Благодаря большой помощи администрация Красногорского района и Марьинского сельского округа коренным образом улучшена учебно-материальная база. В здании проведен ремонт, школа ухоженная, уютная. Имеется школьный автобус, доставляющий учеников из отдаленных селений. Кабинеты оснащены современным оборудованием, аудио и видеотехникой. Дополнительно к учебной программе проводится изучение иностранных языков со 2-го класса, экологии, психологии и экономики в 9-11 классах, изучаются компьютерные технологии и организован собственный интернет-клуб. В школе имеется музей, учащиеся заботятся о памятнике Герою Советского Союза А.В. Асманову, который расположен в деревне Коростово.


Никольский храм в руинах. 1954 год (фото из семейного архива жителя села Ангелово)


Окрестности Никольского храма. 1954 год (фото из семейного архива жителя села Ангелово)

Годы советской власти мало внесли изменений в число дворов. По данным 1989 г. в Ангелове было 72 хозяйства, но зато количество постоянных жителей сократилось до 193, большей частью пенсионеров. Село все более превращается в дачный поселок, привлекающий живописной природой и близостью к большому городу, куда по выходным и в летнее время съезжается масса городских родственников. Устройство больших прудов на речке Синичке (Баньке) и посадки соснового леса по ее правой стороне создали замечательный сельский пейзаж, который пользуется большой популярностью. Более двух десятилетий действует в лесу за речкой Банькой база отдыха Первого московского автопарка. В 1990-х гг. на бывшем колхозном поле по соседству с Ангеловом развернулось строительство большого коттеджного комплекса «Росинка», который успешно развивается в настоящее время.


Окрестности Никольского храма. Сейчас на этом месте яблоневый сад (фото из семейного архива жителя села Ангелово)

Никольский храм, закрытый в 1934 г. и превращенный в ремонтную мастерскую и склад, в 1995 г. передан общине верующих.Благодаря поддержке администрации и спонсоров проведены большие работы по восстановлению Никольского храма. В настоящее время храм отреставрирован и полностью приведен в порядок.

Автор текста: историк-краевед Е. Н. Мачульский
Иллюстрации подготовил Анисимов Б.В. (из архива РГАДА)